Федеральная налоговая служба
Письмо № ЕД-4-20/21001@ от 26.10.2018.
Вопрос: О применении ККТ при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взимании неустоек (штрафов, пеней) с потребителя за нарушение условий договора, а также при безналичных расчетах между организациями и ИП.
Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение от 23.07.2018, а также обращение от 23.07.2018 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем считаем возможным отметить, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.
Согласно позиции, содержащейся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 28.04.2017 N 03-01-15/26324, от 15.08.2017 N 03-01-15/52356, от 12.10.2017 N 03-01-15/66780 и от 21.06.2018 N 03-01-15/42668, Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрено исключений при осуществлении оплаты через кредитную организацию.
Согласно пункту 5.3 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ;
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов, указанных в пункте 5.3 указанной статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
Таким образом, в ситуации, изложенной в обращении, контрольно-кассовая техника применяется не позднее дня идентификации организацией денежных средств, поступивших на ее расчетный счет, в качестве оплаты услуги электроэнергии.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019.
Таким образом, в случае осуществления расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, контрольно-кассовая техника применяется с 01.07.2019 вне зависимости от способа осуществления расчета.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом).
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определен обязательный перечень реквизитов, содержащихся на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), в том числе дата, время и место (адрес) осуществления расчета, форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке, должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту), абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен.
Обращается внимание, что при осуществлении расчетов на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), формируемом пользователем контрольно-кассовой техники, указываются обязательные реквизиты, поименованные в статье 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, непосредственно самого пользователя.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.
Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется лицом, которое оказывает услуги (реализует товар, выполняет работы) и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек (бланк строгой отчетности) покупателю (клиенту).
Таким образом, при осуществлении расчетов, связанных с взиманием неустоек (штрафов, пеней) с потребителя за нарушение условий договора о предоставлении коммунальных услуг, применение контрольно-кассовой техники не требуется в связи с тем, что они не образуют природы термина "расчеты" в понимании Федерального закона от N 54-ФЗ.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
При этом следует учитывать, что указанная норма не является обязательным требованием, а предоставляет пользователю контрольно-кассовой техники возможность неприменения контрольно-кассовой техники при указанных расчетах.
Таким образом, применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями не является нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, соответственно, не влечет административную ответственность.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
26.10.2018
Законы
- Письмо ФНС России от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@ "О представлении разъяснений"
- 54ФЗ
- Письмо от от 10 апреля 2019 г. N ЕД-4-20/6682@
- Письмо от 23 мая 2017 г. № ЕД-4-20/9679@
- Письмо Федеральной налоговой службы от 18.09.2018 №ЕД-4-20/18186@
- Письмо от 28.10.2019 ЕД-3-20/9349@
- Письмо от 13 декабря 2018 г. N ЕД-4-20/24234@
- Письмо от 23.10.2018 № СД-4-3 20667@
- Письмо от 03.10.2018 № ЕД-4-20/19309@ Об изменении налоговой ставки НДС с 1 января 2019 года
- Письмо от 25 сентября 2018 г. № 03-01-15/68652
- Письмо от 6 августа 2018 г. № ЕД-4-20/15240@
- Письмо ФНС России от 07.12.2017 г. № ЕД-4-20/24899
- Письмо от 26.10.2018 № ЕД-4-20/21001@