Кассовые аппараты

Автоматизация торговли

Навигация: »  »  » Статьи

23.06.2015

История ЕГАИС от А до Я

История ЕГАИС от А до Я

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ:

Кроме того что алкогольная продукция не полезна для здоровья граждан, она еще приносит и миллионы рублей в казну от ее реализации. Причем, в ритейле алкоголь не просто продает сам себя, без особых реклам и маркетинговых ходов, он еще "подтягивает" за собой закуски и запивки - всего до 20% товаров в продуктовой корзинке.

Как бы ни вставала Россия с колен последние годы, сложно представить выходной рядового гражданина без бутылочки горячительного, купленного в ближайшем магазине. Зачастую это не лицензионный алкоголь, а сивуха, заготовленная и разлитая в соседнем подвале - это значительно дешевле, чем покупать акцизы и платить налоги в казну. В результате контрафактная продукция бьет все рекорды по продажам, а выпивающим, в принципе, все равно, что наклеено на бутылке.

"Так жить нельзя, с этим надо бороться!" - заявило государство в далёком 2005 году, и мы было подумали, что власти хотят чтобы мы меньше пили, однако промелькнула информация о том, что недоплаты в бюджет от реализации алкоголя только в этом 2015 году оцениваются в 100 миллиардов рублей.

И была придумана ЕГАИС (Единая система учета алкоголя, громадная база данных). Первой задачей ЕГАИС был учет выпуска алкоголя на производствах. Сначала ей занимался техцентр "Атлас" (дочь ФСБ), но из-за сплошных технических неудач, сопровождающихся недоработками постановлений Правительства, ничего не работало, а если работало то без толку. Так, введя под ЕГАИС парфюмеров, власти едва не угробили отрасль - пришлось их срочно вывести из-под учета.

Затем в 2007 году главный НИИ центр ФНС решил разработать и внедрить новую версию базы данных. Но мы же знаем налоговиков и их базы - все это было в текстовом формате, висело и никуда толком не отправлялось.

Наконец в 2008 году программное обеспечение в производство кое-как внедрили, потеряв на этом, со слов Центра исследований рынков алкоголя, сотни миллионов долларов. Уже тогда стало ясно, что базе предстоит обрабатывать большие объемы информации. И что кто-то на ЕГАИС озолотится - внедрение и обслуживание системы для производителей обходится в миллионы рублей.

ВТОРОЙ АКТ МАРЛЕЗОНСКОГО БАЛЕТА:

Летом 2012 года Росалкогольрегулирование (РАР) вдруг придумало (на самом деле его Председатель Правительства Владимир Путин попросил) внедрить ЕГАИС в розничную торговлю. А то непонятно, куда девается алкоголь, выпускаемый на предприятиях, и то ли пьют дорогие россияне, так как эксперты посчитали, что каждая 3-я бутылка продается без уплаты налога. 30% мимо казны - не шутка!

Нелегальный алкоголь изготавливается и разливается в подвалах на мини-производствах, либо завозится жуликами из соседних "безвизовых" стран.

Дмитрий Медведев план РАРа и Путина поддержал. Тот самый Медведев, который в 2009 году предлагал вовсе ликвидировать ЕГАИС, передумал. Каждую бутылочку необходимо контролировать - и обязательно онлайн! Марки марками, но с повышением цены на акциз надеяться на добросовестность изготовителей государству расхотелось.

Совет Федерации в декабре 2014 года выделил РАРу 300 миллионов рублей на распространение сети ЕГАИС на оптовиков и розничные торговые сети. И пообещал ежегодно выделять с 2016 года еще по 39 миллионов рублей на техподдержку. Все же помнят про неудачный опыт 2006 года.

Сейчас в ЕГАИС участвует около 3000 пользователей. Ожидается их увеличение до 500 000. В тестовом режиме к ЕГАИС в 2014 году подключились сети - Х5 Ритейл Групп, «Магнит» и «ДИКСИ».

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, РОЗНИЦА:

В 2015 году ЕГАИС продолжает набирать обороты. Совсем недавно, 17 июня Госдума во втором чтении приняла проект ФЗ № 686588-6 «О внесении изменений в федеральный закон № 171-ФЗ». В результате были уточнены сроки внедрения базы в отдельные отрасли:

1. Для оптовиков - с 1 января 2016 года.

2. Для розницы - с 1 июля 2016 года.

3. Для поселков с населением меньше 3000 человек - с 1 июля 2017 года.

4. Для предприятий общественного питания - с 1 июля 2017 года.

5. Для Крыма, все перечисленное, с отсрочкой на полгода.

Разумеется, можно подключиться и до обозначенного Правительством срока. Чем и занимаются сейчас уже многие оптовики и некоторые розничные точки, ведь в конечном итоге выиграет тот, кто раньше всех приспособится.

И конечно, розничным сетям ЦТО "Касса Плюс" рекомендует закупаться алкоголем до 1 января 2016 года - сервера ЕГАИС могут не выдержать одновременной атаки оптовиков и хряпнуться, аккурат, на все каникулы.

Портал Profiber провел собственные подсчеты и вычислил, что автоматизация обычной розницы с ЕГАИС обойдется в 270 тысяч рублей. http://profibeer.ru/main/3177/

Не стоит сильно рассчитывать на эти цифры, можно сделать в разы дешевле (как автоматизаторы говорим), но факт в том, что ЕГАИС повышает расходы на запуск магазина для пользователя.

ЕГАИС НА ПРАКТИКЕ В МАГАЗИНЕ:

Итак, у Вас есть магазин. В нем может стоять обычная касса с кнопочками или навороченная система с компьютером, сканером и отличной торговой программой - все равно кое-что придется менять. Что нужно магазину для того, чтобы работать по закону с ЕГАИС?

1. Компьютер. Если стояла касса с кнопочками - она больше не поможет. Все автономные кассовые аппараты для продажи алкоголя не пригодятся. Выбрасывайте кассу (сняв с учета) и покупайте компьютер. Вот с такими характеристиками:

Тип оборудования\комплектующие

Наименование\характеристики


Рабочая станция  обмена данными

Аппаратное обеспечение

Процессор

Процессор 32 с частотой от 2,0 ГГц и выше

ОЗУ

От 2 Гб или более

Сетевой контроллер

Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45

Дисковый накопитель

Общий объем не менее 50 GB

Программное обеспечение

Операционная система

Windows 7 Starter и выше

Общесистемное ПО

Java 8 и выше

К требованиям добавим: больше портов USB и COM.

2. На компьютере - ПО ЕГАИС. Оно бесплатное и не требует лицензирования.

3. Кассовая программа. У Вас была программа для торговли на кассе? Обновляйте или меняйте. Кассовая программа должна быть совмещена с ПО ЕГАИС.  Например, Frontol должен быть не ниже версии 4.9.17. Также уже готова к ЕГАИСу программа Set Start.

4 Интернет. Он должен быть обязательно хорошим. Иначе отправка данных не состоится, бутылка не продастся, покупатель уйдет в другой магазин.

5. Сканер для чтения QR-кодов с бутылки. У Вас был лазерный или светодиодный 1D сканер? Он считывает обычные штрихкоды – и не подойдет для чтения штрихкодов с бутылки алкоголя. Не спешите его выкидывать – он пригодится для считывания остальных товаров. Но для алкоголя придется приобрести 2D сканер стоимостью от восьми тысяч рублей и выше (обычный можно купить за две с небольшим тысячи). Какой лучше купить – подскажут специалисты ЦТО «Касса Плюс». www.kassa-plus.ru

6. Электронный ключ. Чтобы система Вас опознала и совершился обмен, необходимо отправку данных подписать цифровой подписью.

7. Фискальный регистратор. Это кассовый аппарат, который подключается к компьютеру и работает только в связке с ним. Старые кассы с кнопками не подойдут.  А если у Вас уже стоит фискальный регистратор - менять его не придется. Хотя изначально в проекте было требование печати на чеке QR-кода с информацией о проданном алкоголе, затем от него отказались. Предполагалось, что считав с помощью смартфона код, покупатель может убедиться, что купил не «сивуху», а лицензионный алкоголь. Но, во-первых, ЕГАИС не готова к таким потрясениям, во-вторых, из всего парка фискальных регистраторов такой фокус - печать QR-кода - могут проделывать единицы. Поэтому пока требование из проекта убрали до лучших времен. Стоимость фискального регистратора варьируется от 16 до 60 тысяч рублей. Его, конечно, нужно будет также регистрировать в налоговой и обслуживать с помощью ЦТО, а также менять блок ЭКЛЗ  раз в 13 месяцев.

Если в магазине несколько рабочих мест кассира, можно сэкономить и продавать алкоголь только на одном из этих рабочих мест. Будет ли это удобно для Ваших покупателей и кассиров – решайте сами.

ПРИВЕТ  ТОВАРОВЕД!

Прежде чем алкоголь продать, его нужно купить и принять на учет. Следовательно, рабочее место товароведа тоже изменится. Главная головная боль товароведа начнется с внедрением журнала учета объемов розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с 1 января 2016 года.

Пока журнал не внедрен, его форму уже успели несколько раз поменять, сначала усложнить, а потом упростить. В итоге в форме осталось 7 столбцов для заполнения, где учитывается только расход продукции. Данные в журнал должны заноситься сразу, журнал должен быть готов к проверке не позднее, чем на следующий день после реализации алкогольной продукции.  Исключение для алкоголя в разлив – его заносят один раз при открытии тары.

Если алкоголь был возвращен и снова продается, то он снова записывается в этот журнал.

Разработчики 1С подсуетились и уже подготовили предварительно утвержденную форму журнала в 1С Розница и 1С Управление торговлей, в надежде, что изменений больше не будет J. Также, в последние версии программы, уже добавил ведение журнала «Софтбаланс» - ДАЛИОН. Управление Магазином.

Кроме этого, стоит вопрос о том, как заносить штрихкод алкогольной продукции в товароучетную программу  - для дальнейшей выгрузки на кассу. А это означает, что товароведу тоже придется обзавестись 2D сканером (либо ТСД) для приёмки продукции на складе и последующей выгрузки в товароучётную программу.

А ЧТО ЖЕ ПИВО?

Пока что пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха, учитываться в ЕГАИС не будут – только декларирование - подтверждения факта закупки. Так как, пока, этот вид алкоголя не имеет акцизных марок (АМ) и федеральных специальных марок (ФСМ). Однако электронный ключ и электронно-цифровую подпись придётся приобрести и установить. 

А производителям пива придется войти в дружную семью ЕГАИС - по истечении 3-х мес. со дня вступления в силу ФЗ (после принятия его в третьем чтении) - в отношении производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Ранее была дата 1 июля 2015 года, но после второго чтения 17 июня 2015 года срок пивоварам отодвинули на +3 месяца после принятия закона.

МНЕНИЕ КАССЫ ПЛЮС:

Как автоматизаторы розничных магазинов формата преимущественно «Магазин у дома», мы полагаем, что владельцам торговых точек придется столкнуться прежде всего с повышением затрат на автоматизацию.  Тяжелее всего придется тем, кто не ведет автоматический учет, а работает на обычной автономной кассе типа АМС-100К, Касби-02К и так далее. Этим магазинам придется полностью переходить на автоматизацию торговли, подключать интернет, покупать программы и компьютеры – либо полностью отказываться от алкоголя с вступлением в силу закона.

В то же время, вспоминая опыт внедрения тахографов в недавнем прошлом, подозреваем, что ЕГАИС появится прежде всего в сетях и крупных магазинах, а маленькие магазинчики будут тянуть до проверок, которые пока что неизвестно кем и как будут осуществляться, либо полностью перейдут на контрафакт из-под полы.

Кроме этого, то  что в ЕГАИС до сих пор не задействован общепит, приводит к тому, что весь неучтенный алкоголь может перейти к ним. Станут ли граждане меньше пить, или может, казна получит больше денег? Однозначно, нет. Зато получит дополнительную финансовую нагрузку малый бизнес.

Кому очень интересно, могут заглянуть в группу ЕГАИС Вконтакте: https://vk.com/egaismicroinform или задать вопрос сотрудникам ЦТО «Касса Плюс» в соцсетях: https://vk.com/kassaplus

На сегодняшний день небольшим магазинам торгующим крепким алкоголем или пивом наши специалисты устанавливают ПОС-системы компании Дримкас. Это Viki Mini, Viki Tower, Viki Classic и Viki Start. 

Те организации и предприниматели, которые, до недавнего времени, применяли автономные кассовые аппараты типа АМС-100 и Касби-02 выбрали систему Viki Mini. 

Это самодостаточное оборудование, подтверждайте накладные от поставщиков прямо на кассе и спокойно работайте в системе ЕГАИС.
Если Ваша система налогообложения позволяет не регистрировать кассу в налоговой, то выбирайте Viki Mini с принтером чеков. В противном случае Viki Mini с фискальным регистратором.

pos-viki-mini-2d.jpg   pos-terminal-viki-classic.jpg   pos-terminal-viki-tower.jpg

Организация Касса Плюс продаёт, настраивает, обслуживает и обучает.

Задавайте вопросы и консультируйтесь по телефонам: +7(812) 315-93-27; +7(812) 646-71-37


Контактная информация

ООО "Касса Плюс"
многоканальный: (812) 646-71-37
г. Санкт-Петербург, пр.Нарвский, д.24
e-mail: info@kassa-plus.ru
e-mail: kassaplus@yandex.ru